Воспитатель |
Анпилова Галина Александровна |
Конспект занятия
по художественному творчеству в старшей группе
«Сказка мыльных пузырей»
Воспитатель МБДОУ д/с №2 Анпилова Г.А.
Программное содержание:
Социально - коммуникативное развитие: способствовать воспитанию гуманистической направленности поведения, эмоциональной отзывчивости; способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, ответственности за свои действия и поступки; обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Познавательное развитие: систематизировать знания детей о мыле, воспитывать нравственные чувства, связанные с поведением персонажей; способствовать развитию памяти детей, логического мышления, воображения, тактильные ощущения.
Речевое развитие: вовлечь детей в коллективный разговор-беседу о важности соблюдения культурно-гигиенических навыков, мыла и его разнообразии, способствовать развитию диалогической речи, олицетворения, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
Художественно - эстетическое развитие: познакомить с новой нетрадиционно техникой рисование мыльной пеной; способствовать развитию эстетических и творческих способностей детей; совершенствовать умение дошкольников доводить работу до результата, дорабатывать изображение; совершенствовать моторные характеристики детей: свобода движений, точность, силу нажима, плавность.
Предварительная работа:
беседы о свойствах мыла;
экспериментирование с мылом;
чтение книг Г.Остера «Вредные советы», К. Чуковского «Мойдодыр»
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности.
Демонстрационный материал: мультимедиа для показа слайдов с картинками, выполненные в нетрадиционной художественной технике, доска, волшебная коробка, ваза из папье - маше, волшебная палочка.
Раздаточный материал: влажные и бумажные (текстильные) салфетки, альбомные листы бумаги, трубочки для коктейля, баночки с цветными красителями (жидкие), контейнеры с мыльной жидкостью, ножницы, клей.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой
Под сказочную музыку дети, взявшись за руки, входят в зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и грустно. А в нашем детском саду весело и светло. А весело и светло потому, что к нам пришли гости, а ещё от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте поздороваемся с гостями и подарим ми свои улыбки и воздушный поцелуй. А они в свою очередь подарят свои улыбки нам. А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.
Молодцы!
Ребята вы любите сказки?
Дети: Да
2. Вводная беседа
Воспитатель: В сказках происходят разные чудеса! А хотели бы вы сейчас попасть в одну чудесную сказку, где можно превратиться в волшебников и своими руками сотворить чудо? Давайте с вами присядем, закроем глазки и представим волшебную страну.
(сидя на подушках момент релаксации)
Ребята, а волшебная страна, она какая?
В одном волшебном государстве, сказочном королевстве жила Волшебница - повелительница мыльных пузырей. Всему миру дарила она своё волшебство. Взмахнёт волшебной палочкой и по всему свету разлетаются разноцветные мыльные пузыри.
Ребята открывайте глазки, посмотрите, где мы с вами оказались? Это же сказочное королевство мыльных пузырей!
3. Сюрпризный момент.
(звук хрустальных колокольчиков)
А встречает нас ребята, Фея этого королевства.
Фея: Здравствуйте, я очень рада видеть вас в нашем сказочном королевстве Я фея Пенка, а правит здесь красавица королева Мылия. У неё сегодня день рождение и я приглашена на этот праздник. Ребята, я знаю, что королева очень любит цветы, а у меня их нет, да и на лесных полянках ещё даже подснежники не появились. Вот если б я могла их сделать своими руками, но у меня ещё столько дел, а времени так мало. Ребята, а может вы мне поможете?
Воспитатель: Ну что ребята поможем?
Дети: Да
Фея: А что бы у вас всё получилось, я превращу вас в маленьких волшебников.
Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и мы вместе скажем волшебные слова:
Вокруг себя повернись,
Друг другу улыбнись,
В волшебников превратись!
Теперь ребята вы настоящие волшебники. У меня же для вас есть вот такая волшебная коробочка, то, что находится внутри неё вам пригодится. А мне пора, удачи ребята.
Воспитатель: (хитренько) Ребята, как вы думаете, что оставила нам фея Пенка?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Я вам просто так не скажу, а загадаю загадки, попробуйте догадаться сами:
Не люблю грязнуль, нерях
Грязных шортиков, рубах
Чтоб без сажи были лица
Предлагаю всем умыться
А чтоб тело чисто было
Вам поможет в этом (мыло)
Ускользает, как живое
Но не выпушу его я
Белой пеной пениться
Руки мыть не лениться
Гладко и душисто
Моет очень чисто
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это? (мыло)
Правильно фея оставила нам мыло (показывает детям)
Ребята, а кроме жидкого мыла, какое ещё бывает (твёрдое)
А как вы относитесь к совету Григория Остера из его книги: «Вредные советы»
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Это хороший совет или плохой? Кто боится мыла? (грязнули, трусихи, микробы)
Мыльная пена – она какая (мягкая, ласковая)
А что можно выдуть из мыльной воды? (мыльные пузыри)
Правильно, молодцы!
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Раздувайся пузырь»
Все дети берутся за руки и встают в маленький круг.
Воспитатель рассказывает стихотворение и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
Надувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопни!
Круг расширяется, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все дети хлопают в ладоши, хором говорят «Хлоп», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.
- Ну - ка пузыри, собирайтесь в баночку!
Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.
- Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю её в баночку.
(воспитатель гладит рукой детей по волосам).
Проверим, все ли пузыри собрались в банку.
Называет детей по имена.
- Раз, два, три, надуваю пузыри!
Дети разбегаются по группе.
Звучит плавная музыка – дети изображают полёт мыльных пузырей. Музыка затихает – дети в удобной позе садятся на ковёр.
Воспитатель: Ребята, а ведь с помощью мыльных пузырей можно творить чудеса. Не зря нам Фея оставила мыло. Скажу вам по секрету, что я уже совершала чудеса мыльными пузырями и вот, что у меня получилось. Посмотрите.
(на экране идёт показ рисунков)
Вам нравится?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите, я вас научу, как это сделать?
- Ребята, мы же с вами обещали помочь феи, давайте нарисуем с помощью мыльных пузырей красивые цветы для королевы Мылии.
Проходите, пожалуйста, за наши рабочие места.
Но прежде чем приступить к нашей работе, давайте закроим глазки и нарисуем мыльные пузыри в воздухе, покажем пальчиками, какой он круглый. Рисуем сначала большой круг правой рукой, а теперь левой, а теперь маленькие круги обеими руками одновременно.
Молодцы. А сейчас вы сами будете творить чудеса:
У вас на столе стоят баночки с красителями нескольких цветов, выберите себе понравившийся цвет и смешайте его с мыльной водой. Ребята, а с помощью чего мы это сделаем? (пипетка)
Правильно, молодцы. А с помощью чего вы будите выдувать пузыри? (с помощью трубочек)
Верно: «Все вы трубочки возьмите.
Мыльных пузырей надуйте.
Листочки сверху приложите,
Дорисуйте, покажите.
(Дети выполняют, воспитатель помогает, хвалит, подбадривает)
Вот и получилось волшебство. Вы просто мои маленькие волшебники. И сейчас мы из ваших работ сделаем красивый букет для феи. А она его подарит королеве мыльных пузырей.
Каждый ребёнок с помощью воспитателя прикрепляет свой рисунок на коллективное панно.
Ребята, посмотрите как красиво, замечательно получилось. Давайте придумаем название нашему букету.
Дети: говорят свои варианты.
Воспитатель: Выбирает один, спрашивает одобрение у всех детей,
Входит фея
Фея: Ребята, я даже не ожидала, что получится такая красота. Вы просто молодцы. Такой букет, точно понравится королеве.
Воспитатель: Фея, а мы с детками ещё и дали название букету, ребята как мы назвали букет?
Фея: Большое спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я приготовила вам маленькие подарки. (Дарит детям мыльные пузыри). Мне пора. До свидания дети (уходит)
Воспитатель: Ну а теперь мои маленькие волшебники, пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе: «Вокруг себя повернись,
Друг - другу улыбнись,
Из волшебников в детей превратись
И в детском саду очутись.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: А мне понравилось путешествовать с вами!
А за то, что наши гости путешествовали вместе с нами, давайте подарим им наши улыбки - солнышки, чтобы они их согревали и радовали.
Под нежную мелодию дети дарят подарки гостям. А теперь давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания
Перспективное планирование
«Художественный труд – конструирование»
в подготовительной группе
Автор-составитель: Воспитатель МБДОУ д/с №2
Анпилова Г.А.
Неделя |
Тема |
Задачи |
Литература |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1. |
«Книжка» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
5, стр.15 |
2. |
«Машины» |
- Формировать представления детей о машинах для уборки урожая, их строении и назначении; - упражнять в плоскостном моделировании и построении схем; - формировать объяснительную речь. |
2, стр. 25 |
3. |
«Тюльпаны» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
3, стр. 152 |
4. |
«Старик лесовик» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
1, стр. 41 |
ОКТЯБРЬ |
|||
1. |
«Гриб» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
5, стр. 17 |
2. |
Работа с иллюстрацией «Здания» |
- Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; - развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях. |
2, стр. 20 |
3. |
«Веселый перепляс» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
3, стр. 111 |
4. |
«Котенок» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
5, стр. 21 |
НОЯБРЬ |
|||
1. |
Работа с иллюстрацией «Подводное судно» |
- Расширять представления о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строение), упражнять сооружении судов (подводное судно). |
2, стр. 33 |
2. |
«Домик» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - познакомить с приемом работы по выкройке; - учить выполнять конструкцию дома из бумаги по выкройке; - развивать терпение, внимание, наблюдательность. |
1, стр. 31 |
3. |
«Флажок» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
5, стр. 15 |
4. |
«Роботы» (схема робота) |
Расширять знания о робототехнике; упражнять в создании схем и чертежей, в конструирование из разных строительных наборов и конструкторов; развивать фантазию, воображение, внимание. |
2, стр. 33 |
ДЕКАБРЬ |
|||
1. |
«Соломенный мальчик» |
- Учить мастерить игрушки из соломы; - формировать навыки работы с соломой; - воспитывать доброжелательные отношения детей. |
3, стр. 83 |
2. |
«Снегирь» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
4, стр. 31 |
3. |
«Кормушка для зимующих птиц» |
- Учить детей строить по образцу домик – кормушку для птиц; - анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение. - развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» - учить видеть кормушку для птиц в деталях строительного материала, объединенных определенным образом. |
«Дошколь- ное образо- вание» 2/2009, «Руки учат говорить» |
4. |
«Дед Мороз» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
3, стр. 153 |
ЯНВАРЬ |
|||
1. |
«Снеговик» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
4, стр. 59 |
2. |
«Царевна лягушка» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
4, стр. 48 |
3. |
«Мастерим по замыслу» (библиотека) |
- Развивать творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу. - закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. |
2, стр. 53 |
4. |
«Ослик с тележкой» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
3, стр. 112 |
ФЕВРАЛЬ |
|||
1. |
«Дедушка» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
4, стр. 42 |
2. |
«Мосты» |
- Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения; - упражнять в построении схем, чертежей мостов. |
2, стр. 42 |
3. |
«Вертолет» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
1, стр. 195 |
4. |
«Тюльпаны» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
1, стр. 41 |
МАРТ |
|||
1. |
«Проект села» |
- Упражнять детей в составлении планов строительства; - совершенствовать конструкторские способности; формировать совместную поисковую деятельность; развивать умение делать собственные выводы. |
2, стр. 37 |
2. |
«Лебедь» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
3, стр. 103 |
3. |
«Еж» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
3, стр. 23 |
4. |
«Фигурка уточки» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
3, стр. 25 |
АПРЕЛЬ |
|||
1. |
«Железная дорога» |
- Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним; - развивать пространственное мышление, самостоятельность в нахождение собственных решений. |
2, стр. 50 |
2. |
«Фигура космонавта» |
- Учить мастерить игрушки из соломы; - формировать навыки работы с соломой; - воспитывать доброжелательные отношения детей, художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
1, стр. 217 |
3. |
«Божья коровка» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; - закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
1, стр. 227 |
4. |
«Машина» (конструиро- вание из спичечных коробков) |
- Закрепить в процессе конструирования из бросового материала способом объемного моделирования наименования автотранспорта и его предназначение; - воспитывать у детей навыки безопасного поведения в различных дорожных ситуациях и при езде на велосипеде. |
|
МАЙ |
|||
1. |
«Робот Боб» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
1, стр. 276 |
2. |
«Бабочка» |
- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; закрепить умение следовать инструкциям педагога; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать аккуратность. |
1, стр. 370 |
3. |
«Творим и мастерим» (по замыслу) |
- Развивать детское творчество, конструкторские способности; - умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу; - закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. |
2, стр. 53 |
4. |
«Лиса и ворона» |
- Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом; - продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина; - развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
3, стр. 45
|
Литература:
1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Подготовительная группа.
2. Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - изд. «Мозайка-Синтез», М.,2014 г.
3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.
4. С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2004 г.
5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2003 г.
ОПЫТ РАБОТЫ
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТОРСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ».
МБДОУ д/с №2
Автор: воспитатель Анпилова Г.А.
План работы:
-
Актуальность темы
-
Цель и задачи проводимой работы
-
Принципы организации и процессов обучения
-
Создание предметно – пространственной среды
-
Формы, методы и приёмы организации работы с детьми
-
Работа с родителями
-
Результаты работы с детьми
Условия возникновения опыта.
Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных образовательных стандартов, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.
Актуальность темы:
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:
-
между ориентацией нового содержания образования на творческое
развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;
-
между сформированностью у дошкольников определённой системы
фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;
-
между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.
Ведущая педагогическая идея опыта
Продуктивная деятельность дошкольников при создании
определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них
самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми
специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Методологическую основу составили следующие труды:
- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна);
- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);
- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в концепции художественного образования о специфике художественно – творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.).
Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно – творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опирались на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
Компоненты творческих способностей:
-
Творческое мышление;
-
Творческое воображение.
Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.
Технология опыта.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Анализ психолого – педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого – педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
5. Формировать у детей позицию художника – творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
7. Анализ результатов педагогической деятельности.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.
Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой):
- субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
- нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;
- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;
- индивидуальный «почерк» детской продукции;
- самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;
- способность к интерпретации художественных образов;
- общая ручная умелость.
Для педагога:
- создание развивающей среды в группе детского сада;
- систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способно