Четверг, 02.05.2024, 10:21
Приветствую Вас, Гость

 

Воспитатель

Анпилова

Галина

Александровна

Конспект занятия

по художественному творчеству в старшей группе

«Сказка мыльных пузырей»

Воспитатель МБДОУ д/с №2 Анпилова Г.А.

Программное содержание:

Социально - коммуникативное развитие: способствовать воспитанию гуманистической направленности поведения, эмоциональной отзывчивости; способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, ответственности за свои действия и поступки; обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Познавательное развитие: систематизировать знания детей о мыле, воспитывать нравственные чувства, связанные с поведением персонажей; способствовать развитию памяти детей, логического мышления, воображения, тактильные ощущения.

Речевое развитие: вовлечь детей в коллективный разговор-беседу о важности соблюдения культурно-гигиенических навыков, мыла и его разнообразии, способствовать развитию диалогической речи, олицетворения, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.

Художественно - эстетическое развитие: познакомить с новой нетрадиционно техникой рисование мыльной пеной; способствовать развитию эстетических и творческих способностей детей; совершенствовать умение дошкольников доводить работу до результата, дорабатывать изображение; совершенствовать моторные характеристики детей: свобода движений, точность, силу нажима, плавность.

Предварительная работа:

беседы о свойствах мыла;

экспериментирование с мылом;

чтение книг Г.Остера «Вредные советы», К. Чуковского «Мойдодыр»

рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности.

Демонстрационный материал: мультимедиа для показа слайдов с картинками, выполненные в нетрадиционной художественной технике, доска, волшебная коробка, ваза из папье - маше, волшебная палочка.

Раздаточный материал: влажные и бумажные (текстильные) салфетки, альбомные листы бумаги, трубочки для коктейля, баночки с цветными красителями (жидкие), контейнеры с мыльной жидкостью, ножницы, клей.

Ход занятия

1. Эмоциональный настрой

Под сказочную музыку дети, взявшись за руки, входят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и грустно. А в нашем детском саду весело и светло. А весело и светло потому, что к нам пришли гости, а ещё от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте поздороваемся с гостями и подарим ми свои улыбки и воздушный поцелуй. А они в свою очередь подарят свои улыбки нам. А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.

Молодцы!

Ребята вы любите сказки?

Дети: Да

2. Вводная беседа

Воспитатель: В сказках происходят разные чудеса! А хотели бы вы сейчас попасть в одну чудесную сказку, где можно превратиться в волшебников и своими руками сотворить чудо? Давайте с вами присядем, закроем глазки и представим волшебную страну.

(сидя на подушках момент релаксации)

Ребята, а волшебная страна, она какая?

В одном волшебном государстве, сказочном королевстве жила Волшебница - повелительница мыльных пузырей. Всему миру дарила она своё волшебство. Взмахнёт волшебной палочкой и по всему свету разлетаются разноцветные мыльные пузыри.

Ребята открывайте глазки, посмотрите, где мы с вами оказались? Это же сказочное королевство мыльных пузырей!

3. Сюрпризный момент.

(звук хрустальных колокольчиков)

А встречает нас ребята, Фея этого королевства.

Фея: Здравствуйте, я очень рада видеть вас в нашем сказочном королевстве Я фея Пенка, а правит здесь красавица королева Мылия. У неё сегодня день рождение и я приглашена на этот праздник. Ребята, я знаю, что королева очень любит цветы, а у меня их нет, да и на лесных полянках ещё даже подснежники не появились. Вот если б я могла их сделать своими руками, но у меня ещё столько дел, а времени так мало. Ребята, а может вы мне поможете?

Воспитатель: Ну что ребята поможем?

Дети: Да

Фея: А что бы у вас всё получилось, я превращу вас в маленьких волшебников.

Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и мы вместе скажем волшебные слова:

Вокруг себя повернись,

Друг другу улыбнись,

В волшебников превратись!

Теперь ребята вы настоящие волшебники. У меня же для вас есть вот такая волшебная коробочка, то, что находится внутри неё вам пригодится. А мне пора, удачи ребята.

Воспитатель: (хитренько) Ребята, как вы думаете, что оставила нам фея Пенка?

Дети: предположения детей.

Воспитатель: Я вам просто так не скажу, а загадаю загадки, попробуйте догадаться сами:

Не люблю грязнуль, нерях

Грязных шортиков, рубах

Чтоб без сажи были лица

Предлагаю всем умыться

А чтоб тело чисто было

Вам поможет в этом (мыло)

 

Ускользает, как живое

Но не выпушу его я

Белой пеной пениться

Руки мыть не лениться

Гладко и душисто

Моет очень чисто

Нужно, чтоб у каждого было.

Что это? (мыло)

 

Правильно фея оставила нам мыло (показывает детям)

Ребята, а кроме жидкого мыла, какое ещё бывает (твёрдое)

А как вы относитесь к совету Григория Остера из его книги: «Вредные советы»

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,

Это глупое занятье не приводит ни к чему.

Это хороший совет или плохой? Кто боится мыла? (грязнули, трусихи, микробы)

Мыльная пена – она какая (мягкая, ласковая)

А что можно выдуть из мыльной воды? (мыльные пузыри)

Правильно, молодцы!

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Раздувайся пузырь»

Все дети берутся за руки и встают в маленький круг.

Воспитатель рассказывает стихотворение и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

Надувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопни!

Круг расширяется, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все дети хлопают в ладоши, хором говорят «Хлоп», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

- Ну - ка пузыри, собирайтесь в баночку!

Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.

- Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю её в баночку.

(воспитатель гладит рукой детей по волосам).

Проверим, все ли пузыри собрались в банку.

Называет детей по имена.

- Раз, два, три, надуваю пузыри!

Дети разбегаются по группе.

Звучит плавная музыка – дети изображают полёт мыльных пузырей. Музыка затихает – дети в удобной позе садятся на ковёр.

Воспитатель: Ребята, а ведь с помощью мыльных пузырей можно творить чудеса. Не зря нам Фея оставила мыло. Скажу вам по секрету, что я уже совершала чудеса мыльными пузырями и вот, что у меня получилось. Посмотрите.

(на экране идёт показ рисунков)

Вам нравится?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите, я вас научу, как это сделать?

- Ребята, мы же с вами обещали помочь феи, давайте нарисуем с помощью мыльных пузырей красивые цветы для королевы Мылии.

Проходите, пожалуйста, за наши рабочие места.

Но прежде чем приступить к нашей работе, давайте закроим глазки и нарисуем мыльные пузыри в воздухе, покажем пальчиками, какой он круглый. Рисуем сначала большой круг правой рукой, а теперь левой, а теперь маленькие круги обеими руками одновременно.

Молодцы. А сейчас вы сами будете творить чудеса:

У вас на столе стоят баночки с красителями нескольких цветов, выберите себе понравившийся цвет и смешайте его с мыльной водой. Ребята, а с помощью чего мы это сделаем? (пипетка)

Правильно, молодцы. А с помощью чего вы будите выдувать пузыри? (с помощью трубочек)

Верно: «Все вы трубочки возьмите.

Мыльных пузырей надуйте.

Листочки сверху приложите,

Дорисуйте, покажите.

(Дети выполняют, воспитатель помогает, хвалит, подбадривает)

Вот и получилось волшебство. Вы просто мои маленькие волшебники. И сейчас мы из ваших работ сделаем красивый букет для феи. А она его подарит королеве мыльных пузырей.

Каждый ребёнок с помощью воспитателя прикрепляет свой рисунок на коллективное панно.

Ребята, посмотрите как красиво, замечательно получилось. Давайте придумаем название нашему букету.

Дети: говорят свои варианты.

Воспитатель: Выбирает один, спрашивает одобрение у всех детей,

Входит фея

Фея: Ребята, я даже не ожидала, что получится такая красота. Вы просто молодцы. Такой букет, точно понравится королеве.

Воспитатель: Фея, а мы с детками ещё и дали название букету, ребята как мы назвали букет?

Фея: Большое спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я приготовила вам маленькие подарки. (Дарит детям мыльные пузыри). Мне пора. До свидания дети (уходит)

Воспитатель: Ну а теперь мои маленькие волшебники, пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе: «Вокруг себя повернись,

Друг - другу улыбнись,

Из волшебников в детей превратись

И в детском саду очутись.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: А мне понравилось путешествовать с вами!

А за то, что наши гости путешествовали вместе с нами, давайте подарим им наши улыбки - солнышки, чтобы они их согревали и радовали.

Под нежную мелодию дети дарят подарки гостям. А теперь давайте попрощаемся с гостями.

Дети: До свидания

 

Перспективное планирование

«Художественный труд – конструирование»

в подготовительной группе

Автор-составитель: Воспитатель МБДОУ д/с №2

Анпилова Г.А.

Неделя

Тема

Задачи

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.

«Книжка»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

5, стр.15

2.

«Машины»

- Формировать представления детей о машинах для уборки урожая, их строении и назначении;

- упражнять в плоскостном моделировании и построении схем;

- формировать объяснительную речь.

2, стр. 25

3.

«Тюльпаны»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

3, стр. 152

4.

«Старик лесовик»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

1, стр. 41

ОКТЯБРЬ

1.

«Гриб»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

5, стр. 17

2.

Работа с иллюстрацией «Здания»

- Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций;

- развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.

2, стр. 20

3.

«Веселый

перепляс»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

 - воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3, стр. 111

4.

«Котенок»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

5, стр. 21

НОЯБРЬ

1.

Работа с иллюстрацией «Подводное

судно»

- Расширять представления о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строение), упражнять сооружении судов (подводное судно).

2, стр. 33

2.

«Домик»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- познакомить с приемом работы по выкройке;

- учить выполнять конструкцию дома из бумаги по выкройке;

- развивать терпение, внимание, наблюдательность.

1, стр. 31

3.

«Флажок»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

5, стр. 15

4.

«Роботы»

(схема робота)

Расширять знания о робототехнике; упражнять в создании схем и чертежей, в конструирование из разных строительных наборов и конструкторов; развивать фантазию, воображение, внимание.

2, стр. 33

ДЕКАБРЬ

1.

«Соломенный мальчик»

- Учить мастерить игрушки из соломы;

- формировать навыки работы с соломой;

- воспитывать доброжелательные отношения детей.

3, стр. 83

2.

«Снегирь»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

4, стр. 31

3.

«Кормушка для зимующих птиц»

- Учить детей строить по образцу домик – кормушку для птиц;

- анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение.

- развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» - учить видеть кормушку для птиц в деталях строительного материала, объединенных определенным образом.

«Дошколь-

ное образо-

вание»

2/2009, «Руки учат говорить»

4.

«Дед Мороз»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3, стр. 153

ЯНВАРЬ

1.

«Снеговик»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

4, стр. 59

2.

«Царевна

лягушка»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

4, стр. 48

3.

«Мастерим по замыслу» (библиотека)

- Развивать творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу.

- закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

2, стр. 53

4.

«Ослик с

тележкой»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3, стр. 112

ФЕВРАЛЬ

1.

«Дедушка»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

4, стр. 42

2.

«Мосты»

- Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения;

- упражнять в построении схем, чертежей мостов.

2, стр. 42

3.

«Вертолет»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

1, стр. 195

4.

«Тюльпаны»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

1, стр. 41

МАРТ

1.

«Проект села»

- Упражнять детей в составлении планов строительства;

- совершенствовать конструкторские способности; формировать совместную поисковую деятельность; развивать умение делать собственные выводы.

2, стр. 37

2.

«Лебедь»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься художественным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3, стр. 103

3.

«Еж»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

3, стр. 23

4.

«Фигурка

уточки»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

3, стр. 25

АПРЕЛЬ

1.

«Железная

дорога»

- Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним;

- развивать пространственное мышление, самостоятельность в нахождение собственных решений.

2, стр. 50

2.

«Фигура космонавта»

- Учить мастерить игрушки из соломы;

- формировать навыки работы с соломой;

- воспитывать доброжелательные отношения детей, художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

1, стр. 217

3.

«Божья

коровка»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами;

- закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

1, стр. 227

4.

«Машина» (конструиро-

вание из спичечных коробков)

- Закрепить в процессе конструирования из бросового материала способом объемного моделирования наименования автотранспорта и его предназначение;

- воспитывать у детей навыки безопасного поведения в различных дорожных ситуациях и при езде на велосипеде.

 

МАЙ

1.

«Робот Боб»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

1, стр. 276

2.

«Бабочка»

- Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; закрепить умение следовать инструкциям педагога;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность.

1, стр. 370

3.

«Творим и мастерим» (по замыслу)

- Развивать детское творчество, конструкторские способности;

- умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу;

- закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

2, стр. 53

4.

«Лиса и ворона»

- Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом;

- продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

3, стр. 45

 

 

Литература:

1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Подготовительная группа.

2. Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - изд. «Мозайка-Синтез», М.,2014 г.

3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.

4. С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2004 г.

5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2003 г.

ОПЫТ РАБОТЫ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТОРСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ».

МБДОУ д/с №2

 

Автор: воспитатель Анпилова Г.А.

 

 

План работы:

  1. Актуальность темы

  2. Цель и задачи проводимой работы

  3. Принципы организации и процессов обучения

  4. Создание предметно – пространственной среды

  5. Формы, методы и приёмы организации работы с детьми

  6. Работа с родителями

  7. Результаты работы с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия возникновения опыта.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных образовательных стандартов, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.

Актуальность темы:

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:

  • между ориентацией нового содержания образования на творческое

развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения;

  • между сформированностью у дошкольников определённой системы

фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения;

  • между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей.

 

Ведущая педагогическая идея опыта

Продуктивная деятельность дошкольников при создании

определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них

самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми

специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Методологическую основу составили следующие труды:

- концепция деятельностного подхода (работы А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна);

- идея развивающего обучения (Л. С. Выготский);

- положения теории Л. С. Выготского и Б. М. Теплова, нашедшие отражение в концепции художественного образования о специфике художественно – творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;

- теория игры (представлена в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, М. Д. Маханевой, Л. В. Артемовой и др.).

Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого - педагогической и методической литературы. Были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно – творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опирались на методические разработки Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.

Компоненты творческих способностей:

  • Творческое мышление;

  • Творческое воображение.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

 

Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого – педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого – педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника – творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

- целеполагания,

- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

 

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой):

- субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

- нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

- большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

- способность к интерпретации художественных образов;

- общая ручная умелость.

Для педагога:

- создание развивающей среды в группе детского сада;

- систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способно