Пятница, 17.05.2024, 07:49
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

«Семейные обычаи на Руси»
[ Скачать с сервера (32.2 Kb) ] 15.08.2014, 19:07

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №2

Белоглинского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый просмотр

интегрированной НОД

 

по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе

«Семейные обычаи на Руси»

 

подготовила:

воспитатель Предыбайлова Е. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Белая Глина

2014 год

 

Программное содержание: 

 

Цель:

Приобщать детей к истокам русской (кубанской) культуры.

 

Задачи:

Развивающие

  • средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребёнка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

  • развивать интерес к русским (кубанским) традициям и культуры;

  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

     

Обучающие:

  • приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского (кубанского) народа. Формировать представление о прошлом нашей Родины (края).

  • расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знание о старинных русских именах.

  • учить составлять рассказы об известных людях страны (края).

  • закреплять использование нетрадиционных методов ручного труда, для изготовления куклы-оберега из ниток.

  • обогащать словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, чугунок, сундук. Определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.

     

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому (кубанскому) фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

 

Подготовительная работа: 

  • беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;

  • индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;

  • посещение музея;

  • чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

  • организация и проведение с детьми русских народных игр.

     

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; атрибуты русской (кубанской) избы; кукла; камень с направлением дороги; уголек; зернышки; монетки; таз с водой; полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; нитки.

 

Ход занятия

 

(Дети входят в зал).

 

Воспитатель: Перед нами лежит камень. Где его можно встретить,  ребята? Он встречается во многих русских народных сказках. Камень, который указывает нам путь. А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно знать? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

 

Направо пойдешь - далеко не уйдешь.

Налево пойдешь - в чужую группу попадёшь.

Прямо пойдешь - много интересного найдешь.

 

- Так в какую же сторону мы пойдем?

 

(Дети проходят в зону «кубанская горница»).

.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:  В кубанской горнице.

Воспитатель: А почему вы решили, что это горница?

Дети: Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: (показывает чугунок) Дети, что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель: (показывает ухват) Дети, а это что?

Дети: Ухват

Воспитатель: А для чего нужен ухват?

Дети: Им вынимали чугунок из печи.

 

Раздается звук плача ребенка.

 

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

 

(Достает из колыбельки куклу).

 

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

 

(Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает).

 

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем  нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

 

(Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют  Андрюшенькой).

 

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Андрюшенька. А когда он вырастет, то его уже будут называть Андреем. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

 

(Ответы детей).

 

Ребёнок: Сейчас меня зовут Лиза, а когда я вырасту, то меня будут звать Елизаветой, и т. д.

 

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Андрейкой  и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Андрей?

 

(Дети высказывают предположения).

 

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

 

(Ответы детей).

 

Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: Тёзки.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

 

(Дети рассказывают об известных им людях).

 

Воспитатель: Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тёзки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Андрюшеньки приготовлены вещи, что же это?

 

(Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).

 

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Андрюшеньке эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Андрюшеньке.

 

(Воспитатель кладет уголек).

 

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголёк?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

 

( Ребёнок кладет зернышки).

 

Воспитатель: А что говорили, когда клали зёрнышко?

Дети: Будь всегда сыт.

  

 (Ребёнок кладет денежку).

 

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

 

(Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу).

 

Тили - тили - тили - тили

Мы по воду ходили.

Воды для Андрюшеньки -

Полное ведерко.

Мыли - мыли - мыли - мыли

Бело - набело отмыли

Лишь головка одна

Вся черным - черна!

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет кроха мыться.

Мы помоем ножки

Нашему милому крошке,

Вымоем ручонки

Милому мальчонке,

Спинку и животик,

Личико и ротик –

Чистый, вот какой,

Сыночек родной!

 

( Дети вытирают куклу).

 

Воспитатель:

 

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

 

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Андрюшеньку. После купания ребёнка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.

Воспитатель: А почему ребёночка одевали в отцову рубашку?

Дети: Чтобы ребёнок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:  Да, родители хотели, чтобы ребёночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Узорчатая, красивая, праздничная.

Воспитатель: Давайте и мы оденем Андрюшеньку.

 

(Дети одевают куклу).

 

Воспитатель: Когда родители одевали  рубашку, приговаривали:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как мы трудимся, отдыхай, как мы отдыхаем.

Воспитатель: Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Андрюшеньки.

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

 

(Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).

 

Воспитатель: Что же это?

Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси и у нас на Кубани  хлебом-солью всегда встречали  дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали:

- Наконец-то ты родился, Андрюшенька! Долго мы тебя ждали!

 

(Дети кладут в колыбельку).

 

Воспитатель: А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную.

Что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Дети, давайте  мы споем колыбельную для Андрейки.

 

(Дети поют совместно с воспитателем).

Баю - баюшки -  баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, говорит,

Баю - баю - баю - бай

Спи, Андрейка, засыпай!»

 

Воспитатель: Вот и уснул наш Андрей. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребёночка на Кубани. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

 

(Дети перечисляют дни рождения).

 

Воспитатель: Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Андрейки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребёночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

 

(Дети высказывают предположения).

 

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Андрея, и не простой подарок, а оберег. Дети, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель: Да, это так, он защищал ребёнка от беды. Послушайте, как звучит слово « оберег» - значит  оберегает.

Дети, я предлагаю сделать для нашего Андрея оберег. Давайте пройдём и присядем за столы.

 

(Дети рассаживаются парами за столы. Воспитатель напоминает об осанке за работой, показывает образец, помогает детям).

 

Воспитатель: Будете работать  парами, помогая друг другу. На столах я  вам приготовила все, что необходимо для работы. Для этого нам понадобятся нитки разного цвета, детали для украшения лица куклы.

 

(Физ. минутка).

 

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру  «Горелки».

Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!!!

 

(Другой вариант)

 

Гори - гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

 

(В любом случае, при слове «беги»,  стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным, водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим).

 

 или «Жмурки»

 

  • Одному из играющих – « Жмурки» завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас". - "Лови мышей, а не нас". После слов участники игры разбегаются, а «Жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «Жмуркой».

  • < >

    Если «Жмурка» подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: "Огонь!"

  • Нельзя кричать "Огонь!" с целью отвлечь «Жмурку» от игрока, который не может убежать от него.

  • Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.

  • Играющие могут увёртываться от «Жмурки», приседать, проходить на четвереньках.

  • Пойманного игрока «Жмурку» должен узнать, назвать по имени, не снимая по вязки.

     

    Воспитатель: Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Андрейки  наши обереги и пусть каждый из вас скажет свои пожелания ему.

    Дети:

    - Никогда не болей, будь здоров.

    - Расти сильным, крепким да удалым.

    - Слушай отца-батюшку да родную матушку.

    - Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

    - Пусть живет-поживает, да добра наживает.

    Воспитатель: Дети, вам понравился день рождения Андрюшеньки? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?

    Но ещё после хорошей, удачной работы на Руси и на Кубани любили петь народные песни, танцевать весёлые танцы и пить чай.

    Отгадайте загадку из чего пили чай:

     

    И запоёт как горлинка душа,

    И запах чая очарует,

    Согреет сердце ласковый пожар.

    Для счастья нужен русский (самовар)

     

     

    Танец: «Самовар».

    Спасибо за участие, за работу вашу, за старание.

     

     

Категория: Мои файлы | Добавил: Медведь
Просмотров: 1128 | Загрузок: 33 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: