Главная » Файлы » Гамчук Е.Ю. » Гамчук Е.Ю. |
09.11.2016, 10:26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область: «художественно– эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» для средней группы (организованная образовательной деятельность в неделю – 1, непосредственно образовательной деятельности в год – 36) Составитель:Гамчук Е.Ю., воспитатель МБДОУ д/с №2, 2014-2015уч.г. Пояснительная записка Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» для детей средней группы (с 4 до 5 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по одному из направлений развития детей №2 Белоглинского района»на использование учебно-методического комплекта: - Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» (учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов). - СПб «Детство-пресс», 2002. - Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». ФГОС Москва, 2014. - Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Москва, 2008. Рабочая программа рассчитана на проведение организованной образовательной деятельности по рисованию 1 раз в неделю (согласно календарному учебному графику – 36 в год), длительностью 20 минут (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Реализуется через направление «Художественно – эстетическое развитие творчество» образовательная область «Изобразительная деятельность». Содержание образовательной области «Изобразительная деятельность» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
Специфика реализации содержания области «Изобразительная деятельность» заключается в следующем: - понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»; - продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества; - понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Изобразительная деятельность» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества); - общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей. Новизной в программе является включение в организованную деятельность по рисованию игровых моментов, художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминуток с включением в них дыхательной гимнастики, упражнений для снятия напряжения с глаз. Предпочтительные формы образовательного процесса: различные виды организованной образовательной деятельности, выставки детских творческих работ, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня.
Особенности организации образовательного процесса
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, что способствует разностороннему воспитанию и образованию детей:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)
проводится один раз в год и осуществляется с использованием метода наблюдения за активностью ребенка и анализа продуктов детской деятельности. Требования к овладению необходимыми умениями и навыками воспитанниками средней группы. В результате освоения компонента «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» воспитанники средней группы: - имеют представления об эстетических признаках объектов окружающего мира, о том, что свои впечатления можно отображать в рисовании; - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; - знают и называют материалы, которыми можно рисовать; - знают цвета и оттенки (красный, жёлтый, белый, чёрный, голубой, розовый, светло - жёлтый); - знают заданные программой названия игрушек (матрёшка, дымковская игрушка); - умеют изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; - умеют подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; - правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками; - рассказывают о своём рисунке. Возрастные особенности детей от 4 до 5: Важным показателем развития ребенка - дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз. Тематический план по образовательному компоненту «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» в средней группе
Содержание работы по освоению компонента образовательной области Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность (рисование) - традиционный для российского дошкольного образования вид продуктивной деятельности детей. Распределение игр и упражнений опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, доступности, наглядности, активности, а так же увеличения физической нагрузки. Умения и навыки формируются с помощью специальных методов и приемов. Каждая непосредственно образовательная деятельность посвящается определенной теме. Задачи ряда тем взаимосвязаны, дополняют друг друга. Задачи и содержание непосредственно образовательной деятельности располагаются в порядке возрастающей трудности. Обязательной частью являются сюрпризные моменты, игры, загадки, художественное слово. Частью непосредственно образовательной деятельности могут быть дыхательные упражнения, упражнения для снятия зрительного напряжения, физкультминутки Задачи психолого-педагогической работы: Общие: - продолжать работу по эстетическому развитию детей, формировать у детей интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию); - продолжать вызывать радостные переживания детей в связи с восприятием природы и накапливать эстетические впечатления, развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы; - начинать формировать обобщенные технические умения и навыки; - продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности, создавать условия для свободного художественного творчества, регулярно вместе с детьми рассматривать их работы и побуждать к рассказу о том, что они самостоятельно нарисовали, слепили, сконструировали или выполнили путем аппликации; - систематически информировать родителей о том, как протекает художественно - эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях. По развитию продуктивной деятельности: - в рисовании начинать развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество; продолжать развивать у детей умение осваивать способы, последовательность изображения новых предметов, явлений без графического показа; - продолжать работу по формированию у детей технических умений и навыков:
- учить выразительно, передавать образы окружающего мира (овощи и фрукты, цветы, деревья, кустарники, животные и человек, сооружения и машины и др.), а также явления природы (дождь, снегопад и др.) и яркие события общественной жизни (праздники), самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, участвовать в выборе сюжета для коллективной работы; побуждать детей осуществлять перенос ранее усвоенных способов рисования на новое содержание; - знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
По развитию детского творчества: - создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо; - привлекать к рассматриванию материала с целью «обнаружения» в разлохмаченной шишке, в корнях и ветках причудливой формы какого-то образа (змея, муравья и т.п.); совместно достраивать образ способом «опредмечивания», путем дополнения основы (ветки, шишки, корни и т.п.) разными деталями; - создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества. Программные задачи по рисованию для детей 4-5 лет, которые необходимо решить в развитии детского творчества: - вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; - побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо; - помогать детям осваивать цветовую палитру; учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков; - сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов; деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету; - постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к их изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий; - способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, рисунок, интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада). Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области Критерии оценки умений детей в рисовании: - способность рисовать по замыслу, степень узнаваемости образа, умение передать элементы сюжета; - умение передать личное отношение к объекту изображения, интерес к рисованию; - умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной задаче; - отсутствие изобразительных штампов. «В» (высокий уровень) – полностью справляется с данным направлением, активен. «С» (средний уровень) – справился частично. «Н» (низкий уровень) – не справляется с данной задачей. Литература и средства обучения 1. Аверина И.Е «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2010. 2. Алексеевская Н. «Карандашик озорной». Москва, «Лист». 1999. 3. Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество». Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1 года до 7 лет». Москва, «Просвещение» 2007. 4. Доронова Т.Н. «Воспитание и развитие детей от 4 до 5 лет». Москва, «Просвещение» 2007. 5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение» 1991. 6. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Москва, «Просвещение» 1995. 7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Москва, 2007. Технические средства обучения: - Магнитофон; - CD диски; Учебно-наглядные пособия: - Репродукции картин; - Иллюстрации; - Альбомы по методике с наглядным материалом; - Дидактические игры; - Игрушки; - Демонстрационные таблицы; - Образцы.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 348 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |