Вторник, 03.12.2024, 21:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Гамчук Е.Ю. » Гамчук Е.Ю.

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование»
09.11.2016, 10:26

Образовательная область: «художественно– эстетическое развитие»

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование»

для средней группы

(организованная образовательной деятельность в неделю – 1, 

непосредственно образовательной деятельности в год – 36)

Составитель:Гамчук Е.Ю.,

воспитатель МБДОУ д/с №2, 2014-2015уч.г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательному компоненту «Рисование» для детей средней группы (с 4 до 5 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по одному из направлений развития детей №2 Белоглинского района»на использование учебно-методического комплекта:

- Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» (учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов). - СПб «Детство-пресс», 2002.

- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». ФГОС Москва, 2014.

- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Москва, 2008.

Рабочая программа рассчитана на проведение организованной образовательной деятельности по рисованию 1 раз в неделю (согласно календарному учебному графику – 36 в год), длительностью 20 минут (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Реализуется через направление «Художественно – эстетическое развитие творчество» образовательная область «Изобразительная деятельность».

Содержание образовательной области «Изобразительная деятельность» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Специфика реализации содержания области «Изобразительная деятельность» заключается в следующем:

- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;

- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;

- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Изобразительная деятельность» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);

- общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Новизной в программе является включение в организованную деятельность по рисованию игровых моментов, художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминуток с включением в них дыхательной гимнастики, упражнений для снятия напряжения с глаз.

Предпочтительные формы образовательного процесса: различные виды организованной образовательной деятельности, выставки детских творческих работ, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня.

 

 

Особенности организации образовательного процесса

Виды организованной образовательной деятельности

Количество

1.

Учебно-игровые

15

2.

Сюжетные

7

3.

По представлению

4

4.

По воображению

2

5.

Декоративные

2

6.

Коллективные

1

7.

Диагностические

4

8.

По замыслу

1

 

Итого

36

В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, что способствует разностороннему воспитанию и образованию детей:

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

«Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества

«Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Труд»: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)

 

проводится один раз в год и осуществляется с использованием метода наблюдения за активностью ребенка и анализа продуктов детской деятельности.

Требования к овладению необходимыми умениями и навыками

воспитанниками средней группы.

В результате освоения компонента «Рисование» образовательной области «Художественное творчество» воспитанники средней группы:

- имеют представления об эстетических признаках объектов окружающего мира, о том, что свои впечатления можно отображать в рисовании;

- проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы;

- знают и называют материалы, которыми можно рисовать;

- знают цвета и оттенки (красный, жёлтый, белый, чёрный, голубой, розовый, светло - жёлтый);

- знают заданные программой названия игрушек (матрёшка, дымковская игрушка);

- умеют изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;

- умеют подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;

- правильно пользуются карандашами, фломастерами, кистью и красками;

- рассказывают о своём рисунке.

Возрастные особенности детей от 4 до 5:

Важным показателем развития ребенка - дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.

Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

Тематический план

по образовательному компоненту «Рисование»

образовательной области «Художественное творчество» в средней группе

Месяц

Тема ООД

Количество ООД

В том числе практической ООД

Сентябрь

«Что мы умеем и любим рисовать»

2

2

«Рассказ о профессии художника» (игровая)

1

1

«Осенние листья» (игровая)

1

1

Октябрь

Яблоко спелое, красное, сладкое» (по представлению)

1

1

«Храбрый петушок» (игровая)

1

1

«Рыбки плавают в аквариуме» (игровая)

1

1

«Укрась салфеточку цветами» (декоративная)

1

1

«Рисуем розовой краской» (игровая)

1

1

Ноябрь

«Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек» (игровая)

1

1

«Гриб» (игровая)

1

1

«Укрась фартушек» (декоративная)

1

1

«Рисуем, что хотим» (по замыслу)

1

1

Декабрь

«Снежинка» (игровая)

1

1

«Составляем колеры голубого цвета» (игровая)

1

1

« Голубые ели» (сюжетная)

1

1

«Солнечная поляна зимой» (сюжетная)

1

1

Январь

«Возьми картинку - загадку и нарисуй отгадку»

(игровая)

1

1

« Рождественская елочка» (по воображению)

1

1

«Снег, снег кружится, белая вся улица» (сюжетная)

1

1

Февраль

«Как розовые яблоки, на ветках снегири» (сюжетная)

1

1

«Мышка и мишка» (сюжетная)

1

1

«Яркое солнышко» (коллективная)

1

1

«Рассматривание картины А. К. Саврасова

«Грачи прилетели» (игровая)

1

1

Март

«Рисуем портрет своей мамочки» (по представлению)

1-я часть

1

1

«Рисуем портрет своей мамочки» (по представлению)

(2-я часть)

1

1

«Три царевны гуашевого царства» (игровая)

1

1

«Радуга - дуга, не давай дождя» (сюжетная)

1

1

Апрель

«Как две царевны - красная и желтая – друг к другу в гости ходили» (игровая)

1

1

«Как синяя царевна в гости к красной ходила»

( игровая)

1

1

«Веселый клоун» (по представлению)

1

1

Май

«Путаница - перепутаница» (сюжетная)

1

1

«Золотая рыбка» (игровая)

1

1

«Весенний день» (по воображению)

1

1

«Что мы умеем и любим рисовать» (контрольные ООД)

2

2

Итого:

 

36

36

Содержание работы по освоению компонента образовательной области

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность (рисование) - традиционный для российского дошкольного образования вид продуктивной деятельности детей.

Распределение игр и упражнений опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, доступности, наглядности, активности, а так же увеличения физической нагрузки. Умения и навыки формируются с помощью специальных методов и приемов. Каждая непосредственно образовательная деятельность посвящается определенной теме. Задачи ряда тем взаимосвязаны, дополняют друг друга. Задачи и содержание непосредственно образовательной деятельности располагаются в порядке возрастающей трудности. Обязательной частью являются сюрпризные моменты, игры, загадки, художественное слово. Частью непосредственно образовательной деятельности могут быть дыхательные упражнения, упражнения для снятия зрительного напряжения, физкультминутки

Задачи психолого-педагогической работы:

Общие:

- продолжать работу по эстетическому развитию детей, формировать у детей интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию);

- продолжать вызывать радостные переживания детей в связи с восприятием природы и накапливать эстетические впечатления, развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы;

- начинать формировать обобщенные технические умения и навыки;

- продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности, создавать условия для свободного художественного творчества, регулярно вместе с детьми рассматривать их работы и побуждать к рассказу о том, что они самостоятельно нарисовали, слепили, сконструировали или выполнили путем аппликации;

- систематически информировать родителей о том, как протекает художественно - эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях.

По развитию продуктивной деятельности:

- в рисовании начинать развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество; продолжать развивать у детей умение осваивать способы, последовательность изображения новых предметов, явлений без графического показа;

- продолжать работу по формированию у детей технических умений и навыков:

  • проводить узкие и широкие полосы краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки),
  •  смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка,
  •  накладывать одну краску на другую,
  •  сочетать некоторые изобразительные материалы (гуашь и восковые мелки, уголь);
  • закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
  • продолжать работу по развитию творческих способностей детей;

- учить выразительно, передавать образы окружающего мира (овощи и фрукты, цветы, деревья, кустарники, животные и человек, сооружения и машины и др.), а также явления природы (дождь, снегопад и др.) и яркие события общественной жизни (праздники), самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, участвовать в выборе сюжета для коллективной работы; побуждать детей осуществлять перенос ранее усвоенных способов рисования на новое содержание;

- знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

 

 

По развитию детского творчества:

- создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо;

- привлекать к рассматриванию материала с целью «обнаружения» в разлохмаченной шишке, в корнях и ветках причудливой формы какого-то образа (змея, муравья и т.п.); совместно достраивать образ способом «опредмечивания», путем дополнения основы (ветки, шишки, корни и т.п.) разными деталями;

- создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества.

Программные задачи по рисованию для детей 4-5 лет, которые необходимо решить в развитии детского творчества:

- вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;

- помогать детям осваивать цветовую палитру; учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков;

- сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов; деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету;

- постепенно, с учетом индивидуальных особенностей детей, повышать требования к их изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий;

- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, рисунок, интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

Критерии оценки умений детей в рисовании:

- способность рисовать по замыслу, степень узнаваемости образа, умение передать элементы сюжета;

- умение передать личное отношение к объекту изображения, интерес к рисованию;

- умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной задаче;

- отсутствие изобразительных штампов.

«В» (высокий уровень) – полностью справляется с данным направлением, активен.

«С» (средний уровень) – справился частично.

«Н» (низкий уровень) – не справляется с данной задачей.

Литература и средства обучения

1. Аверина И.Е «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2010.

2. Алексеевская Н. «Карандашик озорной». Москва, «Лист». 1999.

3. Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество». Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1 года до 7 лет». Москва,  «Просвещение» 2007.

4. Доронова Т.Н. «Воспитание и развитие детей от 4 до 5 лет». Москва, «Просвещение» 2007.

5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение» 1991.

6. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Москва, «Просвещение» 1995.

7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (средняя группа). Москва, 2007.

Технические средства обучения:

- Магнитофон;

- CD диски;

Учебно-наглядные пособия:

- Репродукции картин;

- Иллюстрации;

- Альбомы по методике с наглядным материалом;

- Дидактические игры;

- Игрушки;

- Демонстрационные таблицы;

- Образцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Гамчук Е.Ю. | Добавил: Медведь
Просмотров: 348 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: