Главная » Статьи » Мои статьи |
МБДОУ д/с №2 Опыт работы.
«Организация воспитания здорового образа жизни».
Автор: воспитатель Шаламова Л.С.
План работы
1.Актуальность темы……………………………………………………3
2.Цель и задачи проводимой работы…………………………………..6
3. Принципы организации процесса обучения………………………..8
4. Создание предметно - развивающей среды по возрастам:………...9 а) в средней группе……………………………………………………...10 б) в старшей группе………………………………………………….….12 в) в подготовительной группе …………………………………………13
5. Формы, методы и приёмы организации работы с детьми………..14
6. Оздоровительные мероприятия ……………………………………..23
7. Работа с родителями………………………………………………….26
8. Результаты работы с детьми………………………………………….27
9. Перспективное планирование по возрастам: в средней группе:………………………………………………………..30 в старшей группе…………………………………………………….….39 в подготовительной…………………………………………………......50
1. Актуальность темы.
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной проблемой не только потому, что определяется качество жизни ребёнка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Сухомлинский отмечал, что нездоровый ребёнок впоследствии становится нездоровым родителем. Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, если не принимать определённые меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно сказывается на продолжительности жизни в стране. В Уставе Всемирной организации здравоохранения чётко сформулировано определение понятия «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального здоровья и благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней». При этом под физическим здоровьем понимается совершенство саморегуляции организма, оптимальное протекание физических процессов и максимальную адаптацию к различным фактором внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезней. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности. Это выводит понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно – иной уровень, чем принято традиционно. Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медицинских работников, родителей. И только в последнее время наше общество повернулось лицом к глобальной проблеме человечества – проблеме здоровья, и мы всё чаще и чаще стали задумываться над тем, что такое здоровый образ жизни, и стали ориентироваться на «здоровье без лекарств». Здоровьесбережение детей стало одной из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребёнка является первоосновой его полноценного развития. Огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. За сохранение и укрепление здоровья детей, за создание условий призвана ответить вся физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Из чего же складывается здоровье? Если его принять за 100%, то только на 10% оно зависит от уровня нашей медицины, на 20% от экологии, на 20% от наследственности и на 50% от образа жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Если спросить всех родителей детей дошкольного возраста, какими бы они хотели видеть своих детей в будущем, ответы мы получим разные. Но преобладать будет желание видеть своих детей здоровыми, а затем уже умными, счастливыми, обеспеченными и т.д. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Поэтому всё чаще стали говорить о формировании здорового образа жизни у детей уже в дошкольном возрасте. Такие великие педагоги, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстой, Т.А. Маркова и др., высказывались о необходимости воспитание полезных гигиенических привычек у детей еще до пятилетнего возраста. Заслуженные педагоги С.В. Петерина, Т.А. Шорыгина, профессор Владимирского пединститута Ю. Чусов разработали целые системы занятий, направленные на сохранение своего здоровья и воспитание культурно – гигиенических навыков, умений, привычек. М.Л. Лазарев кандидат педагогических наук разработал программу «Здравствуй!», направленную на формирование привычки здорового образа жизни у старших дошкольников. Педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский, физиологи А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, психологи А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, педагоги П.С. Лесгафт, В.А. Доскин, Л.Г. Голубева, В.Т. Кудрявцев и др., ими были разработаны программы оздоровительно – развивающей работы в детском саду. В.Г. Алямовская составила программу «Здоровый ребенок», состоящую из комплексной системы воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного. Наше ДОУ работает по основной образовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»; программы Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека» и методическое пособие для ДОУ И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», которые предусматривают валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Наблюдая за своими детьми во второй младшей группе, я заметила, что основные культурно - гигиенические навыки у них сформированы, но еще не вошли в привычку. Некоторые дети не соблюдали последовательность действий при мытье рук, ели не аккуратно. Во время одевания дети не могли одеваться самостоятельно, путали свою одежду. Также не все дети бережно относились к своим вещам, и игрушкам. Беседуя с родителями, я поняла, что они стараются привить детям культурно – гигиенические привычки, но есть моменты, по которым у них возникают вопросы. Значит, эта тема их тоже интересовала. Я пришла к выводу, что тема «Организация воспитания здорового образа жизни» актуальна, и для моей группы, и для нашего детского сада. Работа по формированию ЗОЖ у детей в нашем детском саду ведется с раннего возраста, но для себя я поставила задачу организовать деятельность по формированию необходимых навыков и привычек так, чтобы она имела более углубленный, а также более целенаправленный и систематический характер
2. Цель и задачи проводимой работы. Исходя из данной проблемы и руководствуясь инновационными программами и методиками, я поставила цель: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач, которые решаю через интеграцию образовательных областей: Образовательная область «Физическое развитие» - в направлении «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» - формировать первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни человека; - в направлении «Физическая культура» - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, накапливание и обогащение двигательного опыта детей. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - в направлении «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека. - в направлении «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» - накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда; - в направлении «Формирование основ безопасности» - расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ;
Образовательная область «Речевое развитие» - в направлении «Художественная литература» - использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровья» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - в направлении «Изобразительная деятельность»- использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания направления «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Свою работу я выстраиваю по следующему плану: 1. Изучить теоретические исследования по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. 2. Создать предметно-развивающую среду по теме. 3. Создать необходимые условия для сохранения психического и физического здоровья детей. 4. Разработать перспективное планирование работы с детьми: в средней, старшей и подготовительной к школе групп. 5. Проследить динамику формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Организовать совместную деятельность с родителями, используя различные формы работы.
3. Принципы организации процесса обучения детей. Фундамент здоровья, гармоничного физического развития закладывается в дошкольном возрасте. Возможности тут большие, но в практике детского сада они часто используются не в полную силу. Я думаю, что для целенаправленной работы надо скоординировать действия всех причастных к воспитанию детей: медицинского работника, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя по коми языку, воспитателей группы и родителей. Мы работаем в системе, используя в своей работе: «Основную образовательную программу»; примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы; программу Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека» и методическое пособие для ДОУ И.Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Работая над своей темой, я использую следующие педагогические принципы: - Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребёнка – формировании, обучении, сохранении и укреплении психического и физического здоровья. - Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. - Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребёнка. - Принцип развивающего обучения реализуется путём создания проблемных ситуаций, поощряющих ребёнка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я». - Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.
4.Создание развивающей предметно – пространственной среды на разных возрастных этапах. Как бы ни хороша была среда, окружающая ребёнка, организованная наилучшим образом, она не может сама по себе, без руководства взрослого, вызвать душевное спокойствие ребёнка. Только воспитатель способен создать эмоциональный комфорт, проявив профессиональные знания и высокие человеческие чувства. Воспитатель делает всё для того, чтобы сформировать у ребёнка положительную установку на детский сад, положительные отношения к нему. Создаёт атмосферу тепла, доброты, внимания. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Важно насколько эмоционально комфортно будет чувствовать себя в этом предметном мире ребёнок, чем и как его здесь научат. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой неподвижную комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности. Наблюдения за детьми дают понять, как важно обеспечить им (зону ближайшего развития). Поэтому деятельность воспитателя по обогащению среды происходит на глазах детей и их посильным участием. Этому сопутствуют наблюдения, беседы, рассматривание иллюстрации, чтение книг и др. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Создавая развивающую предметно - пространственную среду, свою работу я вела в соответствии с задачами программы «От рождения до школы», по двум взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям – здоровьесберегающему и здоровьеформирующему, которые, в свою очередь, раскрывают следующие темы: - физическое развитие; - психоэмоциональное развитие; - правила поведения за столом и культура еды; - правила безопасного поведения; - знание значения гигиенических процедур; - правила поведения в обществе в случае заболевания.
В средней группе для формирования положительного психологического фона взаимоотношений я создала в группе «Уголок дружбы», в котором повесили фотографии детей, завели альбом с фотографиями детей дома, на отдыхе, с родителями, а также фотографиями с утренников и развлечений в детском саду. Повесила картинки мальчиков и девочек, рисунки смешных «рожиц» с разным настроением. Детям очень нравится этот уголок, они любят узнавать себя и своих товарищей. Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной не дорогим, нестандартным оборудованием и инвентарём. В средней группе для оздоровления и физического развития детей я создала физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное руками воспитателей и родителей. Это мягкие мячи для метания, мягкие цветные мишени, кольцеброс, косички, мягкие кольца, разноцветные флажки, ленты и т.д. Для упражнений на дыхание я сделала различные султанчики, бабочки, снежинки. Все атрибуты должны вноситься постепенно, чтоб постоянно поддерживать интерес детей к занятию со спортивным оборудованием. Для проведения подвижных игр были сделаны маски животных. В течение дня и после дневного сна, завершая «бодрящую» гимнастику, я использую «дорожку здоровья» или массажную дорожку для стоп. Потому что стопу можно сравнить с картой всего организма, так как на ней располагаются многочисленные нервные окончания. Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело». Дорожка здоровья представляет собой набор нестандартного оборудования: ребристая доска, доска с пробками, коврик с пуговицами, пластиковая решётка. Она выполняет различный надавливающий и колющий эффект на стопу. Для решения одной из задач – дать детям представления о медицинских профессиях я организовала игровой уголок «Больница», закупив красочные наборы с игрушечным оборудованием, оформив специальную сумку и чемоданчик для «врача». С помощью родителей сшили халат, шапочку и дополнили предметами – заменителями. В «Уголке здоровья» я поставила папку «Мир эмоций» с фотографиями людей, изображающих различное эмоциональное настроение и модели настроения для игр, занятий. Для приобщения детей к спорту я оформила альбом «Спорт» с картинками разных видов спорта, дидактическую игру «Виды спорта». Подобрала плакаты, иллюстрации, стихи, речёвки, физминутки, поддерживающие интерес к занятиям физкультурой, к спорту. Для создания проблемных ситуаций я изготовила кукол «Ох» и «Ах», которые выполняли разные по характеру роли. Оформила дидактические игры «Хорошо и плохо», «Вредно или полезно», для формирования знаний о культуре еды и правил поведения за столом и безопасного поведения. Для закрепления частей лица и тела я вывесила плакат «Строение человека». Чтобы поддержать и развить интерес к соблюдению культурно – гигиенических навыков я нарисовала иллюстрации с любимыми героями мультфильма «Смешарики» с предметами личной гигиены и иллюстрацию «Мойдодыр». «Оживила» предметы личной гигиены, придав им образ персонажей с лицом и руками. Изготовила модели на темы: «Как правильно чистить зубы», «Последовательность мытья рук». Для проведения музотерапии и релаксации я закупила фонотеку «Шум моря», «Пение птиц», «Звуки леса». С целью проведения пальчиковой гимнастики создала модели с изображением упражнений и текстом потешек. В старшей группе, чтобы выполнить принцип развивающейся среды, я оборудование группы усовершенствовала и дополняла. Так, например, в физкультурном уголке появились совместно с родителями изготовленные атрибуты для игр «Серсо», кольцеброс в виде Петрушки и «Попади в цель» (из пластиковых бутылок), новые виды массажёров (из киндер – сюрпризов), новые массажные дорожки со «следочками», сшили мешочки с песком для профилактики нарушения осанки. В «Уголке дружбы» были оформлены фотогазеты о жизни группы (утренники и режимные моменты). Для развития сюжетно – ролевой игры «Больница» дополнила атрибуты к играм «Травмпункт», «Аптека», «Скорая помощь», «Кабинет стоматолога». В «Уголке здоровья» появились новые настольные игры на темы «Мой зубик», «Валеология», «Так и не так» для закрепления навыков и правил, согласно теме. Для формирования знаний о работе внутренних органов человека, был приобретён плакат «Внутренние органы и костно–мышечная система человека». Оформила на стене и на полу схемы – шаблоны с «отпечатками» стоп и рук для удерживания тела в правильном положении и формировании осанки. Для закрепления культурно – гигиенических навыков изготовила дидактическую игру «Наши помощники» (предметы гигиены), плакат – схему «Правила ухода за зубами». Систематизировала материал по темам «Физкультминутки», «Загадки», «Стихи и пословицы», «Пальчиковая гимнастика», «Комплексы психогимнастики», «Комплексы бодрящей гимнастики». Фонотека пополнилась записями фонограмм песен для проведения гимнастик и физминуток. Для проведения пальчиковой гимнастики были сделаны атрибуты в форме героев сказок. Пополнила спортивный инвентарь для проведения игр на улице. Например: санки, ледянки, скакалки, футбольный мяч. В подготовительной группе, разумеется, я продолжаю работу по дополнению и усовершенствованию развивающей среды. Для спортивного уголка приобретён следующий инвентарь: настольная игра «Шашки», мячики на липучках для игры в «Дартс», резинки, «Настольный теннис», массажёр для тела фабричного производства и тренажёр для развития силы рук и укрепления позвоночника, резиновые гантели. Были изготовлены «ходули» из бросового материала. Обновила «Дорожку здоровья»: жесткое напольное покрытие «травка», покрытие с пришитыми разноцветными «бусами – палочками», поверхность с закреплённым канатом, уложенным «змейкой». В «Уголок здоровья» были закуплены дидактические игры: «Приключения Витаминки», «Познай себя», «В мире продуктов». Изготовила игры для закрепления знаний по темам «Внутренние органы человека», «Органы чувств» в виде пазл; составила модели игр на тему «Первая помощь», дидактическая игра по видам закаливания «В здоровом теле здоровый дух». Оформила альбом с играми и упражнениями на дыхание, дополнила атрибуты на развитие дыхания для самостоятельной деятельности: вертушки, султанчики и т. д. Для закрепления режимных моментов, включающих в себя индивидуальную и коллективную деятельность, был приобретён плакат «Наш режим дня в детском саду и дома». В течение года я буду продолжать развивать предметную среду и планирую оформить альбом «Опасные растения», составить картотеку методической и художественной литературы по темам. Во время работы по созданию предметно – развивающей среды я сделала вывод, что она помогает мне в осуществлении поставленных задач по приобщению детей к здоровому образу жизни.
5.Формы, методы и приёмы организации работы с детьми. В своей работе я использовала систему педагогического взаимодействия: - совместная деятельность воспитателя и детей; - специально организованное обучение; - самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность с инструктором по физической культуре, с музыкальным руководителем, с медицинскими работниками, с воспитателем по коми языку. - Совместная деятельность воспитателя и детей включает: - диагностику по данной теме; - беседы с детьми на здоровьесберегающие темы, учитывая возрастные особенности детей; - рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы; - игры: дидактические, развивающего характера, сюжетные и подвижные; - рассматривание альбомов и сюжетных картинок; - опыты, эксперименты; - работу с моделями; - различные виды изобразительной деятельности по теме «Здоровый образ жизни»; - создание игр - самоделок; - физкультурные досуги; Специально организованное обучение: Традиционные: - занятия; - экскурсии; - развлечения; - обучение детей культурно – гигиеническим навыком; - индивидуальная работа по закреплению и совершенствованию гигиенических навыков и физических умений; Нетрадиционные: - КВН; - викторины; - беседы с использованием моделей; Самостоятельная деятельность детей: - стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей, создание проблемных ситуаций – познавательных и практических; - разные виды игр; - экспериментирование; - работа с плакатами, энциклопедией; - соблюдение правил личной гигиены и уход за внешним видом. Достичь цели по теме «Организация воспитания здорового образа жизни дошкольников» невозможно без совместной деятельности с узкими специалистами. Работая с инструктором по физической культуре, мы разрабатываем комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, обговариваем индивидуальную работу по физическому воспитанию в группе и на прогулке, вместе готовимся к физкультурным досугам. На занятиях по физической культуре мы обращаем внимание на осанку детей, свод стопы, дыхание. С музыкальным руководителем мы подбираем и разучиваем музыкальный репертуар для спортивных развлечений. Для внесения в праздник регионального компонента мы сотрудничаем с воспитателем по коми языку, подбирая коми народные игры, знакомя детей с героями коми народных сказок. В средней группе с целью создания для детей психологически комфортного климата пребывания в детском саду я старалась обеспечить положительную эмоциональную мотивацию всех видов детской деятельности. Для поддержания психического здоровья, я использовала психогимнастику- такие упражнения, как «Жадный пёс», «Смелый заяц», «Злюка» и др., в которых зачитывается стихотворение, затем ребёнку предлагается сымитировать действия, о которых говориться в стихотворении. Затем я стала учить детей устанавливать связи между внешним обликом человека (черты лица, поза, жесты) и его внутренним эмоциональным состоянием. Для этого мы рассматривали различные фотографии, портреты, иллюстрации, где все вместе пытались определить настроение человека. Затем сами изображали какое-нибудь эмоциональное состояние не только чертами лица, но и позой, жестом, воскликом, вздохом. В своей работе я планировала беседы о хороших и плохих поступках, о различном настроении человека, и о его чувствах при этом. Эти беседы помогают развивать способность понимать эмоциональное состояние своё и окружающих тебя людей. Дети учатся сочувствовать, просить прощение, если обидели, жалеть, гладить по голове, называть друг друга ласково. Для этого мы проводили такие игры: «Назови ласково своё имя», «Как тебя ласково называет мама». Учились проводить друг другу добрые пожелания на день рождения имениннику. Иногда создавала проблемные ситуации, когда в группу приходил сказочный герой (грустный, злой, испуганный и т.д.), который рассказывал, что с ним случилось, а мы с детьми пытались его успокоить, пожалеть и развеселить. Во время подготовки детей ко сну, на занятиях по изодеятельности и просто в вечернее время я использовала музотерапию и релаксацию, которые помогают детям снять психомышечное напряжение. Для развития мелкой моторики руки я проводила пальчиковую гимнастику. Мы разучивали такие упражнения: «Дом», «Стул», «Лодочка», «Пчёлы», «Солнышко». Также разучивали потешки, например: «Сидит белка на тележке». Пальчиковая гимнастика влияет на всестороннее и гармоничное развитие детей, развивает у ребёнка свободу движений, чувство пространства, развивает координацию рук, т.е. учит подчинять свои движения своим желаниям. Для формирования гигиенической культуры я учила последовательности действий в процессе умывания. Для этого использовала разные приемы: «Крош» и «Нюша» (плакаты над умывальником) смотрят как вы моете руки; полотенце у Миши Т. пожаловалось, что об него плохо вытерли руки; «Медвежонок» тоже хочет научиться правильно мыть руки (показ игрушке) и т. п. Мы с детьми разучили стихи и потешки о воде, мыле, умывании: «Водичка, водичка…», «Мыло мойся, кран откройся…» и т. д. Закрепляли последовательность действий через игру-моделирование. При знакомстве детей со своим организмом, его возможностями я использовала разнообразные формы работы. Познавательный материал дети получали на занятиях в виде путешествия или игры, на которых мы проникаем в удивительные тайны своего организма и приобщались к здоровому образу жизни. Затем, во время бесед, дидактических игр, игр – моделирований, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, мы с детьми обобщали, уточняли и закрепляли полученные знания. А практические действия детей с цветными таблицами и эксперименты помогали глубже проникнуть в тему. Конечно же, формы работы на разных возрастных этапах отличаются. В средней группе я давала детям только поверхностные знания, приводила, только самые яркие примеры, знакомила только с самыми важными органами и частями тела. При этом мы рассматривали альбомы, картинки, беседовали на сопутствующие темы, читали художественные произведения, закрепляли знания через сюжетно – ролевые и дидактические игры, проблемные ситуации. Рассмотрим напримере, как я знакомила детей с системой органов пищеварения и культурой еды в средней группе. Мы рассмотрели плакат с органами пищеварения и узнали как «путешествует» пища от глотки до кишечника, познакомились с названием всех органов. В этой группе я больше уделяла внимания правилам приёма пищи: есть аккуратно, не спешить, тщательно прожёвывать пищу и т.д. Во время бесед мы обсуждали с детьми правила поведения за столом, говорили о пользе овощей и фруктов, молочных продуктов для нашего организма. Дети рассказывали о своих любимых блюдах, которые готовятся дома и в детском саду. Я загадывала загадки о продуктах питания, читала художественные произведения, закрепляющие правила поведения за столом. Через дидактические игры «Угадай, что готовит повар», «Хорошо или плохо», «Накрываем на стол», мы с детьми закрепляли знания об этикете, названиях блюд, полезных продуктов для нашего организма. Во время сюжетно – ролевых игр: «Дом», «Столовая», «Кафе», дети учились накрывать на стол, изображать действием «приготовление пищи», подбирать предметы - заменители, употреблять в речи слова, обозначающие названия блюд и действия повара (варю, пеку, жарю, режу, наливаю и т.д.). При создании проблемных ситуаций, например, «У Карлсона заболел живот» я учила детей высказывать своё мнение, давать советы Карлсону, закрепляя правила приёма пищи. Таким образом, в средней группе я строила свою деятельность по приобщению детей к здоровому образу жизни через игровые приёмы. В старшей группе я в игровой форме продолжала знакомить детей с системой пищеварения, с внутренними органами, закрепляла знания детей о полезных продуктах через игры, моделирования, чтение художественной литературы. Но больше обращала внимания на пользу витаминов для нашего организма, на продукты, содержащие их (ягоды, фрукты, овощи), формировала осознанное отношение к своему питанию, к режиму питания. В подготовительной группе дети начинают проявлять уже более осознанный интерес к своему телу, стремятся к «взрослости», самостоятельности, обладая опытом и «багажом» знаний, пытаются давать советы, учить. Поэтому, готовясь к занятию по своей теме, я тщательно продумываю, чем я смогу удивить и заинтересовать своих детей, ставя перед ними всё более сложные задачи, нацеливая их на поиск новых, творческих решений. Продолжая тему знакомства с системой органов пищеварения, я строила свои занятия и беседы в форме игры путешествия «Удивительное превращение пирожка». Сначала в игровой форме мы рассматривали, что происходит с пирожком в ротовой полости, затрагивая темы о функциях языка, зубов, губ, миндалин, слюны. Затем, «путешествовали» с пирожком по всем органам пищеварения, знакомя при этом с работой мышц и мозга – друзей и помощников всех органов. Огромный интерес вызвало у детей конструирование на картонном шаблоне, изображающем фигуру человека из предметов – заменителей органов пищеварения (губы из пластилина, зубы – семена, пищевод – трубочка, желудок – стеклянный пузырёк, печень – скомканная бумага, кишечник – сложенные верёвочки). Затем мы с детьми составляли творческие рассказы от имени любого продукта (огурца, яблока, конфеты), попавшего в организм человека. Свои рассказы дети сопровождали практическими действиями на макете внутренних органов человека. В подготовительной группе больше внимания я стараюсь уделять нетрадиционным формам обучения. По каждой теме составляю кроссворды, изготавливаю модели. В конце месяца я планирую, проведение викторины, КВН или спортивно – валеологического развлечения, где мы с детьми закрепляем полученные знания, учимся работать в командах, воспитываем соревновательный дух. Важным моментом в организации работы с детьми является гибкий подход к режиму дня, проведение разнообразных оздоровительных занятий во время пребывания детей на свежем воздухе, повышение двигательной активности детей. Для каждой возрастной группы необходим свой оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить естественную потребность детей в движении. Каждый день проводится гимнастика в физкультурном или музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Утренняя гимнастика способствует поднятию мышечного тонуса и создаёт хорошее настроение. Комплексы включают в себя упражнения на развитие всех мышц, способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия. Также ежедневно после дневного сна проводится «бодрящая» гимнастика, которая также включает в себя упражнения для формирования правильной осанки («Корзинка», «Лодочка», «Кошечка», и т.д.). Комплексы гимнастик меняются два раза в месяц, чтобы обеспечить разнообразие и поддержание интереса детей к физическим упражнениям. Гимнастику после сна я обязательно завершаю босохождением по «Дорожке здоровья». Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий дети занимаются босиком, что способствует закаливанию детей и профилактике плоскостопия. Физкультурные занятия проводятся в зале два раза в неделю с руководителем по физ. воспитанию и один раз в неделю воспитателем на улице. Общеразвивающие упражнения и основные виды движений подбираются в соответствии с возрастными возможностями детей. После занятий мы с руководителем по физ. воспитанию обязательно обговариваем с кем из детей необходимо провести индивидуальную работу. Прекрасная возможность для развития двигательной активности имеется на прогулке. В холодное время года мы гуляем 2 раза в день, а в теплое – 4раза. На прогулке я провожу подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, равновесие, метание и т.д.), игры малой подвижности, игры и индивидуальные упражнения со спортивным оборудованием. А также труд в природе тоже обеспечивает двигательную активность. Например: в играх и упражнениях «Выпрями ноги», «Лиса и куры», «Перепрыгни через ручей», «Лягушки на болоте» мы учимся с детьми выполнять разнообразные прыжки и подскоки, развиваем мышцы ног. В таких игровых упражнениях, как: «Аист», «Перетягивание», «Пастухи и овцы», «Не урони мешочек» мы учимся сохранять правильное положение осанки, держать корпус. Ежедневно я планирую на прогулке подвижные игры на развитие ловкости, быстроты движений, выносливости, находчивости, такие как: «Не урони мяч», «Кто быстрее добежит», «Ловишка с мячом», «Займи свой домик», «Луна и солнце» (коми национальная игра), различные игры – эстафеты. Физкультурный уголок в группе я стараюсь разнообразить такими атрибутами, которые могли бы стимулировать детей на самостоятельную деятельность, а также помогали в индивидуальной работе по развитию движений. Атрибуты должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть прочным, красочным, современным. Также детям очень нравиться играть с нестандартным оборудованием, которое привлекает своей необычностью (мягкие кольца, массажёры из киндер – сюрпризов и т. д.). Особое место в режиме дня у меня занимают закаливающие процедуры, способствующие укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей, в систему которых входит: контрастно – воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями после сна (бодрящая гимнастика), сон без маечек, ходьба босиком (в том числе и по «дорожке здоровья»), умывание прохладной водой, соблюдение режима прогулок, гигиена одежды детей в соответствии с температурным режимом (дети одевают спортивную форму при проведении зарядки и занятий по физкультуре). Большое внимание я уделяю упражнениям на отдыхе, которые включаю в комплексы утренней гимнастики, «бодрящей» гимнастики, в физкультурные занятия на улице, в физминутки и просто в режимные моменты, но не менее 2 раза в день. Известно, что дыхательные упражнения восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию лёгких, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус; улучшает нервно – психическое состояние. Детям интересно выполнять эти упражнения, т.к. им даются названия, например: «Гуси летят», «Петух», «Каша кипит», «Часики», «Насос» и т.д. Также детям нравиться делать не только воображаемые упражнения, но и практические, где мы надуваем воздушные шары, дуем на различные султанчики, бабочки, вертушки, вату, снежинки и т.д. Занятия я стараюсь проводить с частой сменой положения тела (сидя на стуле, стоя, сидя на полу). Для снятия мышечного положения я использую физминутку. Она должна быть подобрана в соответствии с темой занятия и возрасту детей. Большую роль в развитии двигательной активности играет ежемесячное проведение спортивных, музыкальных праздников и физкультурных развлечений, которые проводятся совместно с музыкальным руководителем и руководителем по физическому воспитанию. А также для внесения в праздник регионального компонента мы сотрудничаем с воспитателем по коми языку, подбирая коми народные игры, знакомя детей с героями коми национальных сказок. Тематику праздников и развлечений мы стараемся разнообразить. Например, в средней группе мы организовали спортивное развлечение на тему «Давайте жить дружно», где мы не только развивали двигательную активность детей, но показали на примере литературных героев, как нужно выбирать друзей, подчёркивали значимость дружбы в жизни. В старшей группе интересно и увлекательно прошёл физкультурный праздник «По лесным тропинкам», где в сочетании с подвижными играми и эстафетами, дети закрепляли знания по экологии, и развивали мимические и пантомимические способности при воплощении в заданный образ (ёжик, воробей, зайчик, змея и т.д.). В подготовительной группе мы запланировали провести спортивное развлечение на тему: «Мы растём сильными, смелыми, здоровыми», где в игровой форме закрепим знания детей о причинах простудных заболеваний и методы борьбы с ними (закаливание, правильное питание, занятие физкультурой). И, конечно, ежегодно в нашем детском саду проходят спортивные праздники «мама, папа, я – спортивная семья». С участием родителей с целью приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни, развитие чувства сопереживания за свою команду, чувства гордости за своих родителей. Таким образом, комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребёнка, взаимосвязь всех средств физического, психического и нравственного воспитания с профилактическими мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня, связь с семьёй может дать только положительные результаты и поможет сформировать привычку к здоровому образу жизни.
6. Оздоровительные мероприятия. Работа детского сада предполагает повышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка и решение основной задачи дошкольного образования - сохранение и укрепление здоровья ребенка, для чего необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду. Строго следуя требованиям СанПина, важно сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Приоритетное направление ДОУ «Формирование навыков здорового образа жизни». С этой целью используются парциальные программы. В моей группе «Теремок», оздоровительной направленности реализуется программа Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко «Школа здорового человека», а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур. Свою работу по здоровьесбережению также строю на основе системы оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т.С.Никаноровой, Е.М.Сергиенко (Воронеж,2007г.) Организация оздоровительной работы на основе здоровьесбережения отвечает современным требованиям, так как построена на интеграции образовательной и оздоровительной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников по реализации Программы. Что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка. А так же организуется в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников по реализации Программы. В группе оздоровительной направленности основными задачами являются: охрана и укрепление здоровья детей; воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; приобщение детей к традициям большого спорта. Принципы, которых я придерживаюсь в своей работе: - «Не навреди» - этот принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий; выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. - Гуманизации - предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса в ДОУ; - Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – предполагает использование первичной диагностики здоровья детей. Учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса; - Учет и развитие субъектных качеств и возможностей ребенка - соблюдение интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности поддержание активности, самостоятельности, инициативности детей в деятельности; - Педагогической поддержки - решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами (основной критерий реализации данного принципами - удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности); - Профессионального сотрудничества и сотворчества - профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов. Оздоровительные мероприятия, которые мною проводятся в группе ежедневно: Утренняя гимнастика: традиционная, нетрадиционная, в виде подвижных игр, танцевально-ритмическая гимнастика, на полосе препятствий, оздоровительный бег, на воздухе, спортивная тренировка, на тренажёрах. Гимнастика после сна: лечебно-восстановительная, игровая, музыкально-ритмическая, самостоятельная. Закаливание: обширное умывание, босохождение, сон без маечек. Оздоровительный бег на улице. Физкультурные занятия на улице: обычного типа, сюжетно-игровое, игровое, занятие-прогулка. Дополнительные мероприятия: Контрастные воздушные ванны. Дыхательная гимнастика (по А.Н.Стрельниковой), с использованием нестандартного оборудования. Точечный массаж (по А.А.Уманской) (по плану). Ходьба по корригирующим дорожкам. Упражнения на формирование правильной осанки. (Т.Е.Харченко) Подвижные игры на формирование правильной осанки. Пальчиковые гимнастики (по И.Лопухиной,О.В.Узорова,Т.А.Тканчеко) Психогимнастика (по Е.А.Алябьевой) Беседы о здоровье (поТ.А.Шорыгиной, Т.П.Гарнышева, М.Н.Сигимовой, А.Дорохова и др.)
7. Работа с родителями. Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Для этого я использовала разнообразные формы с родителями: - родительские собрания на темы:«Задачи воспитания и обучения по возрастам», «Приобщение детей к здоровому образу жизни», «Знакомство с программой «Здоровье » В.Г.Алямовской.» - круглый стол с чаепитием для мам, посвященный дню 8 марта; - проводила консультации индивидуальные и групповые по поводу питания и закаливания детей; - анкетирование родителей на темы здоровьесбережения детей; - в ширмах, папках передвижках выставляли статьи: «Если у ребёнка ОРВИ», «Если ребёнок отравился», «Предупреждение нарушений и утомления зрения», «Как выработать правильную осанку», «Дыхательная гимнастика и здоровье ребёнка»; - создание валеологической газеты «Игры с острова здоровья», «Зарядка, которую хочется делать», «Целебные травы в процессе оздоровления детей»; - привлечение родителей к изготовлению атрибутов; - проведение совместных физкультурных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья», участие в районных спортивных соревнованиях среди детских садов. Родители помогли приобрести на группу дидактические игры, плакаты, дидактические пособия по теме; обновили и закупили спортивный инвентарь (санки, мячи, клюшки, ледянки, кольцебросы, ракетки для настольного тенниса, игру «Дартс» и т. д.). Папа у Лены К. сделал нам пособия для «Дорожки здоровья», мама Миши Т. сшила халат и шапочку для игры «Больница», мякиши для метания. Родители Артёма С. изготовили из нестандартного материала массажёры, оказали помощь в построении горки на участке. По совместно выработанной программе оздоровления родители обеспечивают детский сад шиповником, клюквой, брусникой (из расчета 600 граммов в год на ребёнка), лекарственными растениями, приносят лук, чеснок для профилактики гриппа. Работая по моей теме в тесном контакте с родителями, я увидела, что наши цели совпадают: воспитать в детях желание заботиться о своём организме и быть всегда здоровым!
8. Результаты работы с детьми. Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребёнка, взаимосвязь всех средств физического воспитания с профилактическими мероприятиями, хорошая двигательная активность детей в течение дня, связь с семьёй даёт положительные результаты. Сравнивая результаты диагностики по моей теме «Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста» в средней, старшей и первую диагностику в подготовительной группы можно делать вывод, что увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем усвоения программы. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети стали больше уделять внимания заботе о своём здоровье. Могут оказать элементарную первую помощь, хорошо разбираются в строении внутренних органов и их функции; знают, что вредно и полезно для нашего организма и стараются придерживаться этих правил; ловко справляются со спортивным оборудованием и могут самостоятельно организовать подвижные игры. И хотя в своей работе я столкнулась с такими трудностями, как; недостаточная материальная база, недостаточное методическое обеспечение работы по воспитанию здорового ребёнка, а также преобладание фронтальных форм работы с родителями (т.к. не каждый идёт на более близкий контакт, недооценивая работу воспитателя по оздоровлению детей), в целом я довольна своей деятельностью и полученными результатами. И на будущее ставлю перед собой следующие задачи: Повышать свою осведомлённость по данной теме. Накапливать и усовершенствовать познавательный материал для детей. Продолжать работу по накоплению наглядного материала. Обогащать развивающую предметно – пространственную среду в группе.
Таким образом, погружая детей в мир познания самого себя и других, обеспечивая радостное, совместное проживание ребёнком и педагогом изучаемого эмоционально-образного материала и способствует, в конечном счёте, открытию ребёнком самого себя, своего множественного «Я».
| |
Просмотров: 388 | |
Всего комментариев: 0 | |