Суббота, 08.02.2025, 19:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, формирование ощущений, обогащение малыша разнообразным впечатлениям, расширение ориентировки в окружающем. Психологи выделяют возраст от года до трех лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. В раннем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих возможностях. Для интеллектуального развития полезны любые игры с колокольчиками, колпачками, кольцами, кубиками, требующие использования наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с воспитанием – малыш мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас.

         На третьем году жизни формируется новый тип восприятия – зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали разбираются по зрительному восприятию, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по образцу – гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом – по цвету. На третьем году ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. В этом возрасте ребенок уже способен узнавать на картинках изображения знакомых предметов.

         Действие со специальными игрушками-вкладышами их значимость: развивают восприятие и мышление. Одна из любимых детских игр – раскладывание предметов по разным емкостям. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой – побольше, в маленький – поменьше, возможно игра с вкладышами постройка башенки, второй вариант этой игры – используют специальные коробочки с прорезами или углублениями различной формы, окрашенные в цвет, соответствующий вкладываемой детали.

         Дети третьего года жизни могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже из большего числа кубиков и разной величины. Развивается не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

         Когда ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, то начинается присвоение социального опыта их употребления. Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойств предметов, характерное именно для раннего периода детства. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Воспитатель 1 группы младшего возраста:

Л.С. Шаламова

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Медведь (12.10.2015)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: