Пятница, 17.05.2024, 05:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Станица инструктора по ФК Куркиной К.В. » Методические и дидактические разработки

МП для воспитателей по физическому развитию
08.04.2020, 19:33

Здоровье — большой дар, без которого трудно сделать жизнь человека счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить, вернуть же его очень трудно.

Дети должны расти здоровыми. Здорового ребенка легче растить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Среди 30-35 % детей дошкольного возраста отмечаются частые ОРВИ, у 3 % – снижение зрения, распространенность ортопедической патологии доходит до 80 %, высоки показатели заболеваемости внутренних органов, нервной системы. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения.

Раннее детство — важный период психического и физического развития ребенка. В этом возрасте закладываются важные способности — познавательная, двигательная активность, любознательность, уверенность в себе, настойчивость и т.д. Л. С. Выготский образно призывал создавать «золотой запас ребенка». Но способности малыша не возникают сами по себе, они требуют непременного участия взрослого. Вспомните пословицу «Что посеешь, то и пожнешь». Эта пословица может стать неким девизом для взрослых, воспитывающих детей, в том числе и детей раннего возраста.

Поэтому в дошкольных учреждениях особое внимание необходимо уделять физическому развитию детей: организовывать занятия по физической культуре, проводить комплексы закаливающих процедур, утреннюю гимнастику.

В данном пособии содержатся комплексы утренней гимнастики для детей дошкольного возраста, подвижные и малоподвижные игры, упражнения пальчиковой и дыхательной гимнастики, комплексы гимнастики после дневного сна, сборник физминуток и считалок, конспекты ООД по физкультуре на свежем воздухе.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще совсем мал, зарядку он делает вместе с взрослым. Если у дошкольника какие-либо движения не получаются сразу, ни в коем случае нельзя сердиться, ругать ребенка. Лучше подойти к малышу, взять его за руку и предложите данное упражнение выполнить вместе.

Для малышей очень важен игровой момент. Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая, образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта, вырастет устойчивым к неожиданным жизненным ситуациям и будет менее подвержен стрессам. Костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенные задания. Также утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.

Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровне функционирования всех органов и систем.

Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Поэтому педагог вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль»:

Дети садятся на стульчики, и педагог начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел «би-би-би». Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькими воробушками. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду изображать автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит «би-би-би», все воробушки должны лететь в гнездышки».

Такое объяснение занимает меньше минуты. Педагог играет вместе с детьми, выполняя и роль воробушка, и роль автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения.

Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., педагог выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая педагога, стараются подражать его движениям.

К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке.

В средней группе педагог уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. Широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и др.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Педагог обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения.

Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. При умелом руководстве педагога подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Используя метод творческих заданий, педагог постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

В подготовительной к школе группе, наряду с сюжетными и несюжетными играми, проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.

Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Картотека кубанских игр составлена с целью донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения казаков, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественно-эстетического и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине и своей стране.

По содержанию кубанские игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности. В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель такой гимнастики – способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.

Задачи гимнастики после сна:

- увеличить тонус нервной системы;

- укрепить мышечный тонус;

- способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

- способствовать профилактике простудных заболеваний;

- развитие физических навыков;

- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования доказывают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. М.М. Кольцова пишет: «Тренировка пальцев рук совершенствует мозг, те его зоны, которые ответственны за речь».

Не случайно упражнения для пальцев рук в Японии начинают с 2-3-месячного возраста. Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, развить координацию, помочь почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка. С уверенностью можно сказать, что тренировка движении пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях необходимо уделять особое внимание развитию движений пальцев рук малышей. Необходимо рекомендовать родителям проводить такую работу и дома.

Пальчиковую гимнастику следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. В случае затруднений помогать малышу. Следить за правильной постановкой кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Обязательно нужно хвалить малыша. Сначала следует попросить ребенка выполнить задание левой рукой, затем правой и, наконец, обеими руками вместе. Необходимо включаться в игру вместе с малышом. Глядя на взрослого, ребенок точнее и правильнее сможет выполнить предложенное задание. Пальчиковую гимнастику можно включать в комплексы утренней гимнастики, гимнастику после дневного сна, в физкультминутки; проводить между занятиями, на прогулке. Использование потешек, песенок, стихотворений помогает ориентировать детей на ритмическую повторность действий, слов, звуков, и в этом смысле они соответствуют природе ребенка, отвечают его потребностям, и тем самым определяется их роль в решении задачи ознакомления с окружающим.

У малышей 2-3 лет слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Упражнения на дыхание укрепляют дыхательную мускулатуру, развивают подвижность грудной клетки, способствуют углублению дыхания и устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Способствуют полноценному физическому развитию детей, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, на физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.

Представленные материалы помогут воспитателям дошкольных учреждений организовать разнообразную двигательную деятельность детей, способствующую созданию положительного эмоционального тонуса, сохранению и укреплению физического и психического здоровья малышей, а также развитию познавательной активности.

 

Используемая литература:

1. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми2-7 лет», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015. – 144 с.

2. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет», М: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015. – 128 с.

3. О.В. Музыка «Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст», Волгоград: «Учитель», 2013. – 127 с.

4. Т.Е. Харченко «Утрення гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 2-3 лет», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 104 с.

5. Е.И. Подольская «Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)», Волгоград: «Учитель», 2012. – 143 с.

6. М.М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017. – 48 с

7. Е.Б. Шмелева «Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет», М.: «Ювента», 2015. – 48 с.

9. Интернет-ресурс – сайт http://www.chudesnayastrana.ru/zaryadka-v-stihah.htm

Категория: Методические и дидактические разработки | Добавил: Медведь
Просмотров: 197 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: